Навигация: Главная Гостевая Форум от OCR
<< Prev Page VIEW ORIGINAL PAGE Next Page >>

555
3. Семантика (смысловое содержание) информации
ные способы этого поведения. Однако слово «информация» привлекает своими емкостью и многозначностью, которые хорошо отражаются в интуитивных представлениях об информации.
Как и всякий интенсиал, информациал является величиной абсолютной, но не в житейском («абсолютно точно», «абсолютно правильно»), а в термодинамическом смысле, то есть он отсчитывается от абсолютного нуля интенсиалов, каковым служит абсолютный вакуум, или парен, и не зависит от каких-либо свойств источника, потребителя (адресата) и канала связи.
Будучи характеристикой абсолютной, информациал определяет абсолютное количество обобщенной информации. Одновременно он выражает и абсолютную ценность информации. Так сама собой естественно и просто разрешается труднейшая и очень актуальная проблема определения ценности информации.
Информациал есть фактор интенсивности — интенсиал, следовательно, он способен изменяться внутри изолированной системы за счет других степеней свободы. Это значит, что количество информации не подчиняется закону сохранения, тем более что нашим мышлением, как мы видели, управляют сверхтонкие миры. Это также означает, что закон сохранения информэнергии тоже не соблюдается внутри изолированной системы, он справедлив только для ее контрольной поверхности, на которой совершаются работы, входящие в уравнение (341). Такова цена, которую приходится платить за условность информационного явления.
3. СЕМАНТИКА (СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ) ИНФОРМАЦИИ
Теория информации не может считаться завершенной без количественного учета смыслового содержания информации. Информациал П, входящий в уравнение (341), фактически определяет некий средний уровень эволюционного развития системы. Но сложная система располагает огромным множеством частных свойств, каждое из которых может быть выражено соответствующим понятием, оцениваемым своим частным значением информациала П,·. Это может быть твердость, цвет, размеры, возраст, профессия, образование, творческий потенциал и т. п. изучаемого объекта. Уравнения ОТ, включая (341), справедливы также и для частных информациалов II,.
Весь этот смысловой спектр понятий можно пронумеровать, либо для наглядности даже изобразить, например, на плоскости (рис. 42, а), где понятия располагаются на расстоя-

<< Prev Page VIEW ORIGINAL PAGE Next Page >>
Навигация: Главная Гостевая Форум от OCR


Hosted by uCoz