Навигация: | Главная | Гостевая | Форум | от OCR |
<< Prev Page | VIEW ORIGINAL PAGE | Next Page >> |
|
|||||||
|
Глава I. Новая парадигма науки
|
||||||
|
14
|
|
|||||
|
|||||||
|
|||||||
|
чия), приводящие впоследствии к смене парадигмы, а с нею
и всей теории.
Любопытно, что «ученые... никогда не отказываются легко ί
от парадигмы, которая ввергла их в кризис» [52, с. 106]. Более того, «революции оказываются почти невидимыми»,! ибо существующая процедура перекраивания учебников «мае-' кирует не только роль, но даже существование революций» [52, с. 174]. Обычно ломают парадигмы молодые и новички в данной области, так как они связаны с этой областью менее сильно [52, с. 183]. Большая заслуга Т. Куна заключается в том, что ему впервые удалось вскрыть все эти интересные закономерности.
Любая очередная парадигма по необходимости должна быть шире и глубже предыдущей: она обязана объяснять не только все известные факты, но и аномалии, а также предсказывать новые явления природы. В противном случае новая парадигма не устоит в отчаянной борьбе со старой, в борьбе, которая ведется не на жизнь, а на смерть. Однако не исключены и ситуации, когда по тем или иным, например, исскуственно воздвигнутым причинам победу — Пиррову победу — может одержать отжившая или менее совершенная парадигма. Но такая победа всегда является временной и на общий исторический ход развития науки и общества заметного влияния оказать не может.
Каждая новая парадигма вначале играет прогрессивную роль: с ее помощью происходит интенсивное развитие науки и техники. Но одновременно накапливаются и аномалии, которые в конечном итоге ввергают старую теорию в кризис. При этом роль парадигмы изменяется на обратную: она начинает тормозить развитие науки. Возникший кризис неизбежно завершается сменой парадигмы и появлением новой теории, не совместимой со старой, то есть научной революцией; примерами могут служить замены теории Птолемея теорией Коперника, теории теплорода современной термодинамикой, теории флогистона современной химией и т. д. К подобного рода научным революциям сводится концепция развития науки по Т. Куну.
На основе анализа парадигм прошлого Т. Кун всю историю развития науки разбил на два периода — допарадигмальный и парадигмальный. В допарадигмальный период наука представляла собой простой набор фактов (Плиний, Бэкон и др.). При отсутствии парадигмы ученые не располагали принципами, которые бы допускали отбор, оценку и критику имеющихся фактов. Это наложило печать беспомощности на многие воззрения древних ученых и сильно тормозило развитие науки.
|
|
|||||
|
|||||||
<< Prev Page | VIEW ORIGINAL PAGE | Next Page >> |
Навигация: | Главная | Гостевая | Форум | от OCR |