Навигация: Главная Гостевая Форум от OCR
<< Prev Page VIEW ORIGINAL PAGE Next Page >>

/. Ведущая роль парадигмы
15
В парадигмальный период, по Т. Куну, в каждой области
знаний и в каждой группе научного сообщества можно обнару-
жить большое множество различных частных парадигм, кото-
рые не всегда хорошо стыкуются друг с другом. Этот период
весьма подробно описан и иллюстрирован большим числом
примеров в работе [52]. Примеры связаны с именами и физи-
ческими теориями Коперника, Ньютона, Лавуазье и многих
других. Нетрудно также привести дополнительные примеры
из области биологии, геологии, географии и других дисциплин.

Однако два периода Т. Куна не объясняют, например, почему именно в наше время наблюдается необыкновенно бурный рост научно-технических достижений, которые дали основание говорить о так называемой научно-технической революции. Для объяснения этого феномена, привлекающего столь пристальное внимание ученых и общественности, одного факта наличия парадигм еще недостаточно. Чтобы понять истинные причины и характер научно-технической революции, надо обратиться к анализу исторического развития парадигм в их взаимной связи.
Соответствующий анализ приводит к заключению, что парадигмы существовали, существуют и будут существовать всегда, то есть допарадигмального периода развития науки как такового никогда не было и быть не могло. Кроме того, становится ясно, что классификация научных периодов должна исходить прежде всего из содержания, числа одновременно функционирующих парадигм и характера их распространения. При этом двумя периодами развития обойтись уже, конечно, невозможно: они не объясняют всего многообразия наблюдаемых в истории науки закономерностей.
Действительно, совершенно очевидно, что история науки неразрывно связана с историей общества: зачатки научных знаний можно обнаружить уже на заре развития последнего, когда человек впервые пытался осмыслить окружающий мир. У первобытных народов положительные знания облекались в религиозно-мифологическую оболочку, то есть парадигмами служили религиозные верования, мифы, легенды, предрассудки и т. п. Хотя первобытные представления и не являются научными с современной точки зрения, но в свое время они верой и правдой («огнем и мечом») выполняли функции эталонных мерок (прокрустова ложа), то есть парадигм. Поэтому мы вынуждены считаться с ними как с соответствующими наивными парадигмами и теориями, в противном случае через некоторое время и наши теперешние теории рискуют попасть в разряд предрассудков. Рассматриваемый период вполне заслуживает названия наивно-парадигмального. В этот период

<< Prev Page VIEW ORIGINAL PAGE Next Page >>
Навигация: Главная Гостевая Форум от OCR


Hosted by uCoz